Особый вид стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII века. В стеклянную массу добавляют медь, которая кристаллизуется при остывании стекла , таким образом получают мерцающие точки на отшлифованном желтовато-коричневом стекле. Изобретение авантуринового стекла приписывается династии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления. |
Литография, где нанесение изображение осуществляется не мастером-литографом , а самим автором. |
Стекло, состоящее из слоев, расположенных и окрашенных различным образом, которые образуют узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. |
Несложный цветочный орнамент на фарфоре и фаянсе, нанесенный на предмет несколькими взмахами кисти широкими мазками. |
Краски (обычно на клеевой основе), разводимые в воде и легко ею смываемые. Для живописи акварелью свойственны прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. |
Метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком. |
Акриловая краска – синтетическая краска на основе акриловой кислоты. Акриловые краски отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с поверхностью. |
Сетка, образованная частым пересечением борозд на поверхности изделий из хрусталя. Алмазному гранению – прорезыванию глубоких клинообразных канавок, создающих пучки лучей, звездочек и других фигур – подвергается в основном образом хрустальная посуда. Затем изделие шлифуют, хотя иногда канавки алмазной грани оставляют матовыми. Алмазное гранение и поверхностная шлифовка особенно эффективны на изделиях из многослойного цветного стекла – при этом получается узор различной окраски. |
Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. За ориентир были взяты образцы античного искусства: художественное наследие архаической Греции и имперского Рима стало источником мотивов для воплощения величественной мощи и воинской силы. Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы. Стиль сложился в период империи Наполеона I. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда стран Европы. |
Тонко размолотая, разведенная в воде глиняная белая или цветная масса, которая наносится на необожженную поверхность изделия в качестве ее украшения либо покрытия. В русском гончарном производстве известен под названием “побел”. |
Научный и разговорный термин, обозначающий старинный предмет, произведение искусства, нередко уникальную в своем роде вещь, имеющую культурную и материальную ценность. К антиквариату относятся также редкие предметы коллекционирования, подлежащие торговле и музейному экспонированию по причине своей исторической ценности. |
Стиль декоративно-прикладного искусства и дизайна, широко распространенный в Западной Европе и США 1920-30-х. годах. Для него которого характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, соединение элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, использование выразительных форм технического дизайна, а также эклектичное сочетание элементов ампира, древнеегипетского, японского, китайского и примитивного африканского искусства с новейшими течениями – постимпрессионизмом, экспрессионизмом, сюрреализмом, Особенно ярко ар деко проявился в ювелирном и декоративном искусстве. |
В переводе с французского «новое искусство». В России известен как модерн, в Германии – как югендстиль, в Австрии – как сецессион, в Италии – как либерти. Стиль в искусстве конца XIX – начала ХХ века, идейно-философской почвой которого стал неоромантизм, а художественной основой – природные растительные мотивы, текучие формы, плавные линии, ассиметричные узоры. Образец русского модерна в архитектуре – особняк Рябушинского на Малой Никитской, построенный Федором Шехтелем, в живописи – творчество Михаила Врубеля. |
Установление времени и места издания (изготовления) предмета в ходе экспертизы. |
Публичная, конкурсная продажа товаров, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, заплатившим за нее наибольшую цену. А. применяется для продажи наиболее редких и ценных книг. Различают следующие виды: очный, заочный, интернет-аукцион, дилерский и др. |
Ведущий аукциона. |
Конечная цена, по которой товар был продан с аукциона. |
Библиографическое пособие, представляющее собой перечень предметов, предназначенных для аукциона. Содержит условия и порядок проведения аукционных торгов, стартовые цены, является одновременно средством рекламы и рабочим инструментом. |
Французское производство изделий из хрусталя в местечке Баккара (Франция), основанное в 1764 г. Обычно словом “Баккара” (“Baccarat”) называют такэе и изделия этого производства. Все предметы “Баккара” по-прежнему выполняются вручную. С 1814 г. стекольная мануфактура “Сент-Анн” была переориентирована на выпуск хрусталя. Выпускаемые здесь вазы, статуэтки и прочие изделия пользовались популярностью у французской знати; в 1823 году фабрика впервые получила заказ от Людовика XVII. С первой половины XIX в. выпускались хрустальные люстры и цветной хрусталь. Большой популярностью изделия “баккара” со второй половины XIX в. пользовались в России. |
Глазурованные нерасписные (белые) изделия из фарфора или фаянса. |
Основана в 1761 году Иоанном Энстом Гоцковски; в 1763 году король Фридрих II выкупил фабрику, ставшей Королевской мануфактурой. По королевскому заказу были изготовлены сервизы “Потсдамский”, “Зеленый”, “Желтый”, “Красный”, “Японский”, сервиз для Екатерины II. Выпускалась и массовая продукция – столовые и кофейные сервизы, декоративные вазы. В росписи господствовали цветочные мотивы, сцены в духе Буше и Ватто, батальная живопись. В настоящее время ассортимент – посуда и декоративные вазы. |
Тонкий глянцевидный прозрачный слой, покрывающий изделия из фарфора или фаянса, а также из грубых цветных глин с ангобной обмазкой или росписью. |
Заочное поручение, оставляемое покупателем устроителям аукциона при невозможности (или нежелании) присутствовать на торгах лично. |
Стиль возник в немецком и австрийском искусстве, развитие получил после крушения империи Наполеона и в другиз странах Европы. Вобрал в себя тенденции позднего неоклассицизма – стиля ампир, стиля регентства, а также позднего немецкого и австрийского классицизма. Декоративное искусство бидермайера приспосабливали ампирные формы к бюргерскому духу интимности и домашнего уюта. |
Неглазурованный фарфор, употребляется преимущественно в фарфоровой мелкой пластике. |
Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой. |
1) Покрытие поверхности металлических изделий защитным слоем бронзы или придание им бронзового оттенка. Производится гальваническим способом или металлизацией, окраской, химической обработкой поверхности. 2) Придание неметаллическим поверхностям металлического блеска бронзировальными порошками из металлов и сплавов (бронзы, латуни, алюминия, олова, цинка, золота и серебра). Для окраски пользуются также бронзовыми лаками – смесью бронзировальных порошков с масляными или спиртовыми лаками. |
Упор для книг. |
Торговля старой книгой и другими печатными антикварными изданиями. Кроме того, букинистикой называют совокупность разного рода старой и старинной полиграфической продукции, собранной в одном месте. |
Стиль дворцовой мебели, названный по фамилии краснодеревщика Андре Шарля Буля, состоявшего во второй половине XVII века придворным мастером французского короля Людовика XIV. Отличительная черта мебели «буль» – роскошный орнамент, составленный из латуни или меди и панциря черепахи. Иногда, ради экономии материала, мастера складывали вместе латунную и черепашью пластины и вырезали орнамент сразу из двух. Парные предметы, инкрустированные этими пластинами были симметричны, но не одинаковы – узор, который на одной был латунным, на другой – из черепахи. Мода на мебель «буль» вернулась в XIX веке, но тогда дорогой панцирь черепахи часто заменяли имитирующей его мастикой. |
Фабрика Веджвуда – старейший центр керамического производства в г. Стаффордшире, созданного в 1759 г. Джозайей Веджвудом, выдающегося английского мастера-керамиста, технолога и предпринимателя. Его имя дало название разновидности керамики и стилю. Изготавливались изделия в неоклассическом стиле, копии древнегреческих и древнеримских изделий, вазы. Посуда марки Веджвуд – белая или окрашенная неглазурованная каменная посуда. Изготовляется обжиганием из пластичной, не особенно огнеупорной глины. Окрашивание производится прибавлением в массу металлических окислов. Отличительная особенность “веджвуда” состоит в барельефной декорировке поверхности ваз, бортов тарелок и другими мелкими фигурками и арабесками (стилизованными листьями, цветами) одного цвета на общем фоне изделия другого цвета, например, белый барельеф по зеленому и синему фону. |
В 1748 г. в Лотарингии Франсуа Бох начал производство керамической столовой посуды – тарелок, чашек, чайников и супниц, простых по форме, но прекрасного качества. В 1791 г. Николас Виллерой основывает фаянсовую мануфактуру, производит предметы для сервировки стола. С 1809 г. работает механизированное производство в Меттлахе. В 1836 г. Бох и Виллерой объединились, создав фирму “Villeroy & Boch”. С 1840-х гг. расширился ассортимент – хрустальные изделия, плитка, костяной фарфор. В 1852 г. в Меттлахе налажено производство напольной плитки (“меттлахская плитка”), пользующейся спросом во всем мире до сих пор. В дальнейшем налаживается производство ванн, тазов для умывания, сантехники. В 1930-е гг. на стиль “Виллерой и Бох” оказали влияние идеи баухауса. |
Витражная (оконная, ажурная) эмаль – разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце XIX века. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью. |
Покрытие железных и стальных предметов и оружия слоем окисла для предохранения от ржавчины и уничтожения отсвечивания металлической поверхности. Получение на поверхности деталей из углеродистой или низколегированной стали и чугуна слоя окислов железа толщиной 1-10 мкм. Применяется для декоративной отделки. |
Техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога; рисунок гравируется на поверхности материала, в штрихи забивается тонкая проволочка (золотая, серебряная и др.). Создается гибкий, тонкий, эффектно мерцающий рисунок, часто в виде сплошной орнаментальной вязи. Известна с древнейших времен (в Индии, Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе), широко распространилась в средние века. |
Эмалевой массой заполняют углубления, сделанные резьбой, штамповкой или другим способом в толще металла. Выемчатые эмали отличаются большой интенсивностью цвета. |
Способ выводить узоры на мебели, панно, рамках и т. п., преимущественно из клена, каштана, березы и липы, при помощи накаленного металлического наконечника. |
Техника холодной обработки металла, основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка садиться, вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии, отличие от чеканки – в инструменте: работа ведется специальными выколоточными молотками. |
Искусство создания изображения, орнамента, декора на ткани с помощью нитей, бисера, жемчуга. Может производится по шелковой, хлопчатобумажной и шерстяной ткани, по бархату и парче. Существуют различные техники вышивки: крестом, гладью, петельным, стебельчатым или тамбурным швом, мережкой. |
Изделия из непрозрачного многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами. Декор изделия выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг силуэтного узора. |
Резной камень с рельефным изображением. Выпуклое изображение называется камея, углубленное – инталия. |
Центр керамического производства в России, известный по историческим документам с середины XIV в. Слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику, пришла к Гжели в XVIII в. В начале XIX в. при экспериментах по созданию фарфора был получен т. н. “полуфаянс” (роспись его выполнялась синей смальтовой краской). В 1806 г. был освоен выпуск фарфора с яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок. К 1940-м гг. относится второе рождение Гжельского промысла: искусствовед А.Б. Салтыков, художник Н. И. Бессарабова и местные мастерицы артели “Вперед, керамика” обратились к идее создать современный стиль, в котором сочетался белый фон с синей росписью, традиционной для начала XIX в. Однако в настоящее время в производстве используются фарфор и новые керамические краски – высокотемпературный подглазурный кобальт. Ныне – ЗАО “Объединение Гжель”. |
Эмаль гильоше (по гильошированному фону; эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) – вариант техники эмали по гравировке (резьбе), родившийся в XVIII веке во Франции. В данном случае гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В данной технике используются исключительно прозрачные эмали широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. В основном эмали гильоше делают на золоте или серебре, с начала ХХ в. для недорогих изделий применяют красную медь. Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже. |
Стекловидный тонкий слой, покрывающий керамические изделия и закрепленный на нем путем обжига. В зависимости от химического состава, красителей и режима обжига, глазури подразделяются на бесцветные, цветные блестящие (прозрачные и непрозрачные), матовые, полуматовые, кристаллические, потечные и др. |
Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей |
Обработка поверхности природных и синтетических минералов-самоцветов и стекла для ювелирных и технических целей для образования плоскостей и гребней путем резки, обдирки и полировки. Известна с III тыс. до н.э. |
Краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др.; дает непрозрачный слой. |
Один из старейших приемов обработки стекла. Изделие полностью формируется, получает образную законченность в горячем состоянии. |
Способ нанесения на фарфор и фаянс полихромного рисунка, приготовленного на переводной бумаге и закрепляющегося особым клеем или обжигом. Изобретен в Англии в XVIII веке. Будучи значительно проще и дешевле ручной росписи, позволял широко тиражировать изделия и использовать гравюры известных художников. |
Находится в г. Ликино-Дулёво Московской области. Дулевский фарфоровый завод носит это название с 1918 г. Основан в 1832 г. Т.Я.Кузнецовым в пустоши Дулёво Московской губернии; в 1889 -1917 гг. принадлежал Товариществу М.С.Кузнецова. В послевоенное время изготавливалась высокохудожественная авторская и массовая посуда, фарфоровая скульптура. Ассортимент: столовая и чайная посуда, фарфоровая пластика. |
Вид изобразительного искусства, при котором на какую-либо поверхность наносятся краски. Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов. Основные технические разновидности: масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений. |
Завод братьев Корниловых основан в 1835 г. в Петербурге купцом М.С. Корниловым. На него были приглашены мастера с Императорского фарфорового завода, частных заводов, французский мастер с Севрской мануфактуры. В 1886 г. сыновья М.С. Корнилова образовали “Товарищество Братьев Корниловых”. Изделия завода Корниловых участвовали в отечественных и зарубежных промышленных выставках, многократно удостаивались различных наград. В 1843 году завод получил право ставить государственный герб на своих изделиях; право подтверждено в 1861 году. Ассортимент изделий: столовая и чайная посуда, вазы, флаконы, подсвечники, фарфоровая пластика. Для декорирования изделий использовалась кистевая роспись, золочение, рельефная орнаментика. |
Основан английским купцом Ф.Я. Гарднером в селе Вербилки. Среди частных фарфоровых предприятий завод Гарднера (1766-1891) отличался высоким техническим и художественным уровнем. В XVIII веке на заводе Гарднера был выработан определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. Его фарфоровые изделия часто были образцами для изделий других фарфоровых производств России. Ассортимент: столовая и чайная посуда, вазы, скульптура. С 1891 г. принадлежал М.С.Кузнецову. C 1918 г. – Дмитровский фарфоровый завод. |
Мелкие золотые или серебряные шарики, которые, создавая определенный узор, напаиваются на ювелирные изделия. |
Город в Германии, в земле Северная Рейн-Вестфалия, один из центров металлообрабатывающей промышленности Рура. С XV в. известен специализированным производством металлоизделий (холодное оружие, ножи, ножницы, бритвы, режущие и медицинские инструментов). |
Облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые с лицевой стороны белой либо цветной глазурью, часто украшаются росписью, иногда в сочетании с рельефом. |
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 г. в Петербурге. Выпускал высококачественный художественный фарфор. В к. XIX-нач. ХХ в. техническое качество изделий было безупречным, а по разнообразию способов обработки и декорирования фарфора завод занимал одно из первых мест в мире. Изготавливались все виды фарфоровых изделий – посуда, скульптура, вазы, часы, столы, канделябры и т.д. Роскошные сервизы были изготовлены для всех императорских резиденций Петербурга, для Большого Кремлевского дворца. С 1917 г. – Государственный фарфоровый завод. С 1925 . – Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (ЛФЗ). |
Украшение изделия узорами и изображениями из кусочков мрамора, металла, дерева, перламутра, слоновой кости и т.п., которые врезаются в поверхность, отличаясь от нее по цвету или текстуре. Распространены инкрустация деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка). |
Один из основных инструментов и одновременно материалов изобразительного искусства. Свинцовые и серебреные штифты в металлической оправе применялись в XII-XVI вв. Итальянский карандаш (с XIV в.) изготовлялся из сланца или порошка жженой кости с растительным клеем. Известны графитные карандаши (с XVI в.) и карандаши из графитного порошка (в том числе цветные) с глиной в деревянной оправе (с конца XVIII-XIX вв.). |
Единица массы, с древнейших времен используемая в торговле драгоценными камнями и в ювелирном деле. Слово происходит от греческого названия широко распространенного в Средиземноморье рожкового дерева (кератион), семена которого практически одинаковы по весу и в древности служили «гирьками» при взвешивании драгоценных камней. Примерная масса каждого семени и точный вес современного карата – 200 мг. |
Центральный медальон на посуде, мебели и пр. |
Основан в 1747 г. тульским купцом Яковом Коробковым в Екатеринбургском уезде при озере Касли. Позже перешел к Н.Н. Демидову, затем к купцу Л. Расторгуеву. Выпускал промышленный чугун и железо, а с середины XIX в. также и художественное чугунное литье: , подсвечники, пепельницы, настольные предметы. Высокое качество отливок Каслинского было отмечено золотыми медалями Всероссийских и Всемирных выставок. В 1914 г., в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий было прекращено и возобновилось с нач. 1920-х гг, а их регулярный выпуск организован с 1934 года. В настоящее время – Каслинский машиностроительный завод. |
Происходит от греческого слова “керамос” – глина. Керамические изделия делаются из масс, в состав которых обычно входят разнообразные глины с примесью в разных пропорциях полевого шпата, кварца и др. В зависимости от состава массы и температуры обжига получают изделия грубой и тонкой керамики. К последней, имеющей однородный, мелкозернистый в изломе, равномерно окрашенный черепок, относятся фарфор и фаянс. В каталожных описаниях термин “керамика” используется в узком его понимании: изделия из грубой керамики – гончарные изделия, майолика, терракота. |
При технике эмали клуазоне (т.е. “помещенный в ячейку”) перегородки из медной проволоки припаивали к металлическому фону, разделяя участки эмали разного цвета. Ячейки заполняются эмалью и обжигаются, иногда по несколько раз. Затем изделие полируется. Первые образцы эмали клуазоне появились в Китае в XV веке. |
Механическая обработка металла, при которой нагретый металл уплотняется, сращивается и приобретает форму при помощи молота и наковальни. Ковка бывает ручная и механическая, отличающаяся только размерами выделываемых вещей. Сначала предмету дают только приблизительные размеры (заготовка болванок), а точные размеры он принимает в окончательной отделке. |
Предприятие независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров, принятых на комиссию, по договору розничной купли-продажи. |
Гражданин, сдающий товар на комиссию с целью его продажи комиссионером за вознаграждение. |
Конаковский фаянсовый завод основан в 1809 году, бывший завод Кузнецова в Тверской губернии. Конаковский фаянс издавна славится своим техническим и художественным качеством и неоднократно отмечался наградами международных выставок: “Гран-при” Всемирной Парижской выставки 1937 г., серебряная медаль Брюссельской выставки 1958 г., медали международных выставок керамики 1962 и 1973 гг., золотая медаль международной выставки 1984 г. в г. Пловдиве. Один из крупнейших производителей фаянса и декоративной майолики в России, выпускает столовую и чайную посуду, вазы, декоративные блюда, скульптуру малых форм. |
Основана в 1775 г. Франком Хенриком Мюллером. С конца XIX века выпускался высококачественный фарфор с характерной подглазурной росписью “высокого огня” в приглушенной гамме – стиль получил название “копенгагенского”. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже изделия Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры завоевали золотую медаль. Ассортимент: столовая и чайная посуда, вазы, скульптура. |
Мягкий фарфор, в состав ее массы обязательно входит зола костей крупного рогатого скота. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Для изделий из костяного фарфора характерны высокая белизна, просвечиваемость и декоративность. Считает, что костяной фарфор начал производить в 1759 г. И. Спод в Англии. В России изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге. |
Трещины красочного слоя в произведениях живописи, а также на фарфоре и эмали. Главные причины повреждений такого рода – резкие перепады температур и влажности, а также механические повреждения |
При особом режиме обжига в слое образуется рисунок из мелких и крупных трещинок (цек). По существу, это – производственный брак, но методика давно применяется для декоративного украшения керамических изделий. |
В 1842 г. Шарль Кристофль приобрел патент на гальванический способ посеребрения металла и начал выпуск посуды и столовых приборов. Напыление на изделиях “Кристофль” из серебра 925 пробы составляет максимальные 80 микрон. Запатентованный сплав-основа состоит из меди, никеля и цинка. Во избежание недобросовестных подделок Кристофль первым стал гарантировать вес нанесенного на каждое изделие серебра при помощи пробы. Со временем он получает титулы королевского мастера и поставщика императора. В производстве серебряных изделий дом “Christofle” прочно удерживает ведущие позиции и продолжает выпускать ту же посуду и те же приборы, что украшали столы знати в XIX в. |
Надглазурное покрытие фарфорового изделия или его части золотой краской. |
Надглазурное или подглазурное сплошное покрытие красками фарфорового изделия или его части. |
Гравюра на дереве, относится к технике высокой печати – вырезанные на доске углубления на оттиске остаются белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части, и при переводе на бумагу под давлением она дает черный тон. Различают два основных вида ксилографии: обрезную гравюру и торцовую гравюру. |
Поселок Кубачи – крупнейший художественный центр Дагестана. В раннем средневековье известен изготовлением кольчуг и оружия. В XI-XVII веках большое развитие получили резьба по камню и бронзовое литьё. В XVIII-XIX веках высокого расцвета достигают художественная обработка металла (чернение по серебру, золотая и серебряная насечка по металлу, кости и рогу, глубокая гравировка, филигрань, зернь и пр.) и особенно производство и украшение оружия. Изготовляются медные подносы и блюда с геометрическим орнаментом или изображениями зверей. Распространены растительные узоры в виде переплетающихся стеблей с цветами, листьями и бутонами – “мархарай” (заросли), “тутта” (ветка), “тамга” (розетка). В советское время в Кубачах работал комбинат “Художник”, созданный на базе артели. |
Основан в 1778 г. на Урале, возле Златоуста. С сер. XIX в., наряду с Каслинским заводом, выпускал предметы мелкой пластики из чугуна, отличавшиеся высоким техническим и художественным уровнем. Кусинское художественное литье вскоре получило признание на всероссийских и международных выставках: серебряная медаль в Стокгольме (1897), диплом Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896), почетный диплом в Глазго (1901), высшие награды на выставках в Милане (1906), Омске (1911). Художественные изделия отливали по моделям крупных русских и иностранных скульпторов: П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Ф. П. Толстого, талантливых каслинских мастеров. В 1918 г. перешел на выпуск кабинетных вещей (более 400 названий), позднее отливали бюсты вождей и героев революции, продолжался выпуск изделий по моделям XIX-нач. XX вв. После войны выпуск художественных отливок значительно сократился. В настоящее время – Кусинский машиностроительный завод. |
Грунт, род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту. Применяется в иконописи, наносится на деревянную доску. |
Основан в 1920-х гг. при Всесоюзном научно-исследовательском институте фарфоро-фаянсовой промышленности (ВНИИ фарфора). Занимался выпуском технических изделий, затем освоил выпуск фарфоровой посуды и скульптуры. Первоначально носил название Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ). К этому периоду относится клеймо монограмма ЛЗФИ (1950-е годы). Кроме того, есть экспортная марка ЛЗФИ и различие в сортности – марка кобальтом и зеленая. В 1970-1980-е гг. переименован в Ленинградский опытный завод, появляются клейма ЛОЗ и круг, ЛОЗ без круга. На нем разрабатывался и выпускался новый ассортимент высокохудожественных изделий из фарфора. Ассортимент: чайные и кофейные сервизы, кубковые вазы, свадебные комплекты, столовый набор, шкатулки, вазочки, туалетные приборы, декоративные тарелки, кружки, чайники и др. Закрыт в конце 1980-х гг. |
Создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы. С помощью лепки выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал. |
Разновидность техники гравирования, относящаяся к гравюре высокой печати. По технике близка к гравюре на дереве, но вместо дерева используется линолеум или синтетический пластик. Получила распространение в 1920-1950-х гг. |
Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. Допускающая широкое тиражирование, литография в XIX в. получила распространение в станковой и социально-критической журнальной графике. В ХХ веке литографию вытеснил из полиграфии офсет, но она продолжает применяться при выполнении художественных эстампов. |
Получение изделий (отливок) путем заливки в литейную форму обычно расплавленных материалов (металлов, горных пород, пластмасс и др.), которые после затвердевания в результате остывания или вулканизации приобретают конфигурацию внутренней полости формы. Для получения металлических отливок применяют более полусотни способов литья (песчаные формы, в кокиль, по выплавляемым моделям, центробежное, под давлением и др.). |
Единица или партия товара, выставленного на продажу на бирже или аукционе. |
Краски, содержащие определенный состав окислов металлов и придающие при обжиге поверхности изделия характерный металлический либо перламутровый, радужный оттенок. |
Изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. В современной литературе и на производстве под майоликой подразумевается также керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке. |
Принадлежал промышленникам Мальцовым (Мальцевым). Начало промышленному предпринимательству Мальцовых положено в XVIII в. – Василий Мальцов основал стекольный завод в Можайском уезде (1724); Аким и Фома Мальцовы в 1760-е гг. владели стекольными предприятиями (в т.ч. Гусь-Хрустальный). Позже Иван Акимович приобрел металлургический завод в с. Людинове и организовал стекольное предприятие в с. Дядькове. В 1830-х владение перешло к сыну Ивана Мальцова, превратившему заводской округ в центр машиностроения. В 1875 г. С.И.Мальцов организовал акционерное общество, включившее около 30 предприятий (чугуно- и сталелитейные, стекольные, фаянсовые, механические) и ряд вспомогательных производств (лесопильное, кирпичное, полотняное, бумажное и др.) с капиталом 6 млн. руб. Продукция Мальцовских стекольных заводов славилась на протяжении всего XIX века. |
Вид мозаики из фигурных пластинок дерева (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (панно, деревянная мебель и др.). Паркетри – форма маркетри, в основе имеющая повторяющийся геометрический узор, выложенный из разных пород деревьев с контрастными текстурой или цветом. |
Способ декоративной обработки посуды; заключается в нанесении матового рисунка при сохранении блестящего фона (реже – наоборот: создание матового фона, а рисунок образуют блестящие части изделия). Для матирования поверхности используют пескоструйные аппараты. |
Неглубокий матовый рисунок на предметах из хрусталя. |
Мейсенская мануфактура – крупнейший в Европе керамический центр. Фабрика основана в 1710 г., после того, как алхимик Иоганн Бёттгер изготовил первый в Европе фарфор. Вначале посуда была простой по форме и расписывалась надглазурно, в восточном стиле. С 1733 г. началось изготовление фарфоровой скульптуры; в посуде стал применяться рельефный декоративный орнамент. Кендлер разработал скульптурные композиции, которые затем вошли в ассортимент многих немецких фабрик. С кон. XVIII в. продукция Мейсена широко экспортировалась, в том числе и в Россию. В нач. ХХ в. выпускались изделия со стилевыми особенностями этой эпохи, но с 1948 г. дальнейшая модернизация стиля была прекращена, и по сегодняшний день выпускается продукция, основанная на декоре XVIII века. |
Материал для рисования, тонкозернистый белый мягкий известняк. |
Предметы, связанные с военной историей. |
Стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX – начала ХХ веков. Другие названия – “ар нуво”, “югендстиль”, “сецессион”, “стиль либерти”. Возник в условиях культурного кризиса как один из видов неоромантического протеста против буржуазного образа жизни. Эстетика модерна развивала идеи символизма и эстетизма. Для модерна характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских, часто противопоставлявших себя капиталистической индустрии. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Основным средством выражения в стиле модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. |
Изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаикой также украшают произведения декоративно-прикладного искусства. Особый вид мозаики – инкрустация. Кусочки мозаики, имеющие простую геометрическую или сложную форму, закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Мозаику набирают двумя способами: “прямым”, при котором частицы вдавливают в нанесенную на декорируемую поверхность закрепляющую массу, и “обратным”, когда частицы наклеиваются лицевой стороной на рисунок на картоне или ткани, затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, потом временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок. |
Вид печатной графики, заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает ее с акварелью. Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. |
Сборка изделия из частей, различающихся по материалу или технике изготовления. |
Нанесение золотого края или узора золотом на фарфоровую посуду. |
Техника нанесения расплавленных стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла, что придает фактурность ровной поверхности. |
Тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. |
Нанесение электролитическим или химическим способом тонкого слоя никеля на поверхность изделий (главным образом стальных и из сплавов на основе меди, цинка, алюминия) для повышения коррозионной стойкости и износостойкости, а также в защитно-декоративных целях. |
Вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. |
Хотя династия Буре обосновалась в России во времена Петра I, но наибольшую известность из ее представителей получил Павел Буре, основавший в 1815 г. торговый дом “Павел Буре и сыновья”, На протяжении почти двухвековой истории фирма “Павел Буре” приобрела мировую известность в производстве часов и ювелирных изделий. |
Графика, выполненная цветными мелками (карандашами без оправы), сформованными из красочного порошка. Отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью. |
Пленка различных оттенков на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни. Возникает при окислении металла под воздействием специальной обработки (обычно нагревания или обработки окислителями). Предохраняет изделия от коррозии, образуется и под воздействием естественной среды, имеет также декоративное значение. |
Основан в 1884 г. поселке Песочное Ярославской губернии. В 1894 году приобретен Товариществом М.С. Кузнецова и выпускал фарфоровую посуду. До настоящего времени завод производит разнообразные изделия из фарфора и фаянса – от недорогой посуды (в том числе и в кузнецовских традициях) до уникальных высокохудожественных вещей. |
Разноцветными эмалями заполняют ячейки или углубления со стенками-перегородками из тонких металлических полосок, напаянных на ребро к металлическому фону, повторяя линии рисунка. Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и на меди. После обжига эмаль полируется (в отличие от эмали по скани). |
Способ ручного соединения полос эластичного материала (нитей, стеблей, прутьев, волокон луба и т. п.), при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху, то снизу других, под прямым или косым углом. |
Надглазурная краска, в состав которой входит определенный процент золота. В зависимости от состава, цвет позолоты бывает светлым (“светлое золото”) или красноватым (“темное золото”). |
Глазурь различных оттенков: коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета. |
История бытования предмета или картины, его происхождение и перемещения после того, как он покинул мастерскую художника. |
Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается полным удалением фона. В сквозной резьбе для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала (например, фольга в прорезной бересте). |
Небольшой комплект предметов определенного назначения. Например, приборы для воды, молока, пива, вина и т.д. |
Техника изготовления ваз, основанная на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь для придания плотности веществу. Вазы выдуваются и обрабатываются вручную. |
Роспись красками по фарфору или бисквиту. |
Вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную (см.прорезная резьба) и накладную резьбу. |
Декорирование предмета специальными керамическими красками, цветными ангобами или солями. Бывает подглазурная – изделие расписано до покрытия глазурью; надглазурная – изделие расписано по обожженной глазури; при росписи по сырой глазури или эмали изделие расписывается по просушенной, но еще не обожженной эмали, нанесенной на поверхность изделия. |
Роспись фарфоровых или других изделий золотой краской. Не обжигается. |
Особенно ценится как предмет коллекционирования. Рисунок наносится окисью кобальта на прокаленный фарфор или фаянс. Декоративный эффект достигается благодаря различному наложению линий и контуров. |
Роспись фарфоровых, деревянных или других изделий различными видами красок. |
Характерная для изделий Китая и Японии техника: изделие, покрытое черным лаком, расписывается полихромными и золотыми лаками. |
Наносится на белый, хорошо обожженный, глазурованный фарфор. Яркая красочная роспись позволяет использовать практически неограниченную палитру, включая желтые и красные тона, которые обжигаются при более низкой температуре, золото и серебро. |
Наносится на прокаленный фарфор или фаянс, покрывается сырой глазурью и одновременно с черепком и глазурью обжигается. Имеет ограниченную цветовую гамму приглушенных тонов. Ее палитра представлена в основном окислами хрома и кобальта. |
Роспись по металлу, стеклу, фарфору, фаянсу. Древнейшая техника, применяемая в декоративно-прикладном и ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. |
Карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов. Натуральная и искусственная сангина состоят из каолина и окислов железа. Техника сангины известна с эпохи Возрождения, особенно широко была распространена в XVIII в. в рисунках с натуры. |
В 1756 г. из Венсеннского замка фарфоровая мануфактура была переведена в Севр. Посуда и различные предметы, создававшиеся в Севре, украшались изысканной дробной орнаментикой, обычно сочетавшейся с цветными фонами. Для изготовления отдельных фигур и групп (отличающихся плавностью линий и грациозностью композиций) чаще всего служил бисквит; модели для них создавали скульпторы Л.С. Буазо, Ж. Ле Риш, Э.М. Фальконе. Первоначально изделия Севрской мануфактуры (за исключением фигур и групп) создавались из т. н. “мягкого” фарфора, то с начала 1870-х гг. производился твердый фарфор; с 1800 г. выпуск мягкого был прекращен. В ХХ веке Севрский завод сохранил значение центра производства художественного фарфора во Франции. |
Отложение тонкого слоя серебра на поверхности предметов. |
Разновидность филигранной техники. Получают путем наложения друг на друга двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком. В каждую клеточку образовавшегося рисунка в виде сетки помещается, как правило, воздушная капля. |
Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Другое название – филигрань. |
Смальта – непрозрачное цветное стекло, получаемое по специальной технологии выплавки с добавлением различных оксидов металлов. Слово смальта произошло от немецкого существительного smalte, которое в свою очередь образовалось от глагола schmelzen – плавить, расплавлять. (Процесс плавки также дал название “эмалям”- стеклоподобным массам, используемым в отделке различных предметов, и для декоративных целей. Только в этом случае основой стало французское email – smeltan) Технология производства смальт была изобретена незадолго до начала новой эры, в Римской империи. Но серьезные мастерские по выплавке смальт появились лишь несколько веков спустя, в Византийской империи. Сегодняшние производства могут быть как промышленными, использующими различные автоматизированные комплексы, так и ручными, в которых отливки производятся по старинным рецептам. Смальтой часто называют также кусочки различной формы из непрозрачного стекла. Кусочки получаются методом случайной или направленной колки пластин-заготовок из смальтового стекла, иногда заготовки режут специальными инструментами. Форма кусочков и размер зависит от целей, для которых их собираются использовать. Некоторые технологии также позволяют получать элементы методом штамповки. В современном декоративном искусстве используются как мельчайшие кусочки смальты, так и крупноформатные фрагменты заготовок с необработанной сколотой поверхностью. |
Минимальная начальная цена издания, обозначенная в аукционном каталоге. |
Техника декоративной обработки стекла: на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или другой прозрачности. Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). В Венеции, на острове Мурано, был разработан еще один вариант этой техники – миллефиори (“тысяча цветов”). В стеклянную поверхность вплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом прозрачные пузырьки вдуваются в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца), а прозрачные сверкающие нити образует особым образом закачанный в стекломассу воздух. |
Сусаль, тончайшие металлические листы золотистого цвета, применяются преимущественно для декоративной отделки как металлических, так и неметаллических изделий. Сусальное золото изготавливают из золота, золота накладного по серебру (двойник), сплава меди с цинком и другими металлами, а также из серебра и алюминия, окрашиваемых прозрачным желтым лаком после закрепления листов из этих металлов на изделии. |
Краски, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.). |
Глиняные обожженные изделия, чаще всего скульптура, без глазурных покрытий и раскраски. |
Получение изображения давлением нагретой формы на переплетную крышку, бумагу или картон. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях). |
Ювелирную компанию “Тиффани и Ко” Чарльз Тиффани, прозванный “королем бриллиантов”. Его сын Луи-Комфорт вополотил в изделиях фирмы идеи стиля “ар нуво”. Совершенства он добился в дизайне настольных ламп, создал необычайно красочный и насыщенный тип витражного стекла. Тиффани получал заказы на оформление окон и потолков Белого дома, президентского дворца на Кубе, домов Марка Твена, Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербильта. В настоящее время имя “Тиффани” носит знаменитый магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке, специализирующийся на продаже предметов роскоши. |
Окрашивание различных поверхностей разными цветами, при этом краска наносится полупрозрачным слоем. |
Способ декоративной обработки посуды – получение рисунка за счет обработки стекла фтороводородной кислотой. Изделие предварительно покрывается предохранительным слоем мастики (воск, парафин, битум, канифоль). По слою мастики металлической иглой прорезается рисунок, обнажающий поверхность стекла, подлежащего травлению, а затем изделие помещают в травильную ванну. В зависимости от концентрации травильного раствора рисунок может быть блестящим или матовым. |
Наиболее значимый по художественным качествам и/или самый дорогой предмет на аукционе. |
Произведение искусства, состоящее из трёх картин, рисунков, рельефов, объединённых общей идеей или темой. |
Черная краска (жидкая или в виде твердых плиток – т. н. сухая тушь), не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в ХХ веке – также из газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и ее продуктов. Иногда тушью называют аналогичные черной туши цветные краски, изготовленные на основе каменноугольных красителей. |
Материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX веке также из угольного порошка с растительным клеем). |
Фирма “Фаберже” основана в 1842 г. в Петербурге Густавом Фаберже – это была мастерская производившая исключительно ювелирные изделия. С 1872 г. фирмой владел Петр-Карл Фаберже, превративший ее в одно из ведущих ювелирных предприятий России XIX века. Поставщик дворов России, Великобритании, Швеции и Сиама. Были созданы отдельные мастерские для золотых и серебряных изделий, владельцы целого ряда мастерских работали по рисункам и моделям фирмы – мастерские Гольстрема и Тилемана, золотых изделий Перхина, Реймера, Коллина, серебряные Раппопорта, Арне, Вякиве и др. Известны уникальные подарочные изделия фирмы “Фаберже”, в т.ч. по заказу императорского двора. С 1887 г. фирма стала производить крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, был открыт филиал в Москве (фабрика и магазин), магазины в Одессе, Лондоне. |
Основана в 1879 г. Филипом Розенталем в Зельбе, где с XVIII века существовало несколько фарфоровых производств. В 1897 году преобразована в акционерное общество. Выпускался широкий ассортимент фарфоровых изделий: предметы домашнего обихода, чайная и столовая посуда, декоративные тарелки, цветочные вазы, подсвечники. В скульптуре преобладают женские образы, фигуры купидонов, изображения птиц и животных. Розенталевский фарфор отличает высокое качество, белизна и просвечиваемость. |
Первый завод основан в 1810 г. В 1889 г. учреждено “Товарищество М.С.Кузнецова”, с заводами в Риге, Дулеве, Вербилках, Твери и пр. Заводы Кузнецова были основным производителем фарфора для широкого потребителя. Выпускалась посуда для восточного рынка. В декорировании широко применялась деколь. Ассортимент заводов: посуда, вазы, флаконы, коробочки, статуэтки из расписного бисквита. |
Основан в 1744 г. в Петербурге, до 1917 г. – Императорский фарфоровый завод, с 1917 г. – Государственный фарфоровый завод. В 1925 г. предприятию присвоено имя М.В.Ломоносова. Художественная политика завода в 1920-е годы была составной частью плана монументальной пропаганды, и на заводе создавался агитационный фарфор. В 1930-е гг. на заводе открывается первая в стране художественная лаборатория; создается новый стиль советского фарфора, отличавшийся чистотой и мягкостью форм, белизной материала и сочностью красок. В 1960-е годы на ЛФЗ создали отечественную технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора – повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. |
Основан в 1804 г. в селе Горбуново Московской губернии, в 1811 г. приобретен купцом А.Г. Поповым. Ассортимент: чайная и столовая посуда, вазы, кашпо, письменные приборы, скульптура, в том числе миниатюрная. На заводе была разработана оригинальная палитра красок, отличающаяся богатством и изысканностью тонов. Для изделий завода Попова характерен высокий профессионализм в моделировке и росписи изделий. |
В 1795 г. в Федоскине основана мастерская по выпуску лаковых козырьков и киверов из папье-маше. С приходом брауншвейгских мастеров было освоено изготовление расписных табакерок из папье-маше. К середине XIX века “лукутинские” лаки не уступали европейским лакам и превосходили их по крепости и качеству отделки. Самобытный стиль федоскинской миниатюры принес этому народному искусству мировую известность. В 1910 г. группа бывших лукутинских мастеров организовала “Федоскинскую артель живописцев” на базе ликвидированной лукутинской фабрики, их художественные традиции русской лаковой миниатюры не прерываются и по настоящее время. |
Коллекционер, занимающий комплектованием своего собрания фарфоровыми фигурами. |
Бесцветное прозрачное стекло, украшенное введенными в массу стеклянными нитями. Чаще всего нити бывают белого (молочного) цвета. |
Коллекционирование почтовых карточек, открыток. |
Основатель школы Эмиль Галле (1846-1904) – выдающийся представитель европейского искусства периода модерна. Он производил изделия из многослойного цветного стекла, обрабатывая его сначала резьбой по типу камеи, а затем используя технику травления. Затем руководителем производства стекла на фирме, до ее закрытия в 1914 г., был Виктор Пруве (1858-1943). |
Русское название эмали, происходит от греческого “фингитис” (“светлый, блестящий камень”). По традиционной технологии из тонкого (до 1,5 мм) медного листа штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров и их тщательно очищенные поверхности покрывают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 градусов. |
Способ безрастровой плоской печати иллюстраций, основанный на изменении физико-химических свойств светочувствительного слоя. Изобретена в 1855 г. и используется для воспроизведения с высокой точностью сложных художественных оригиналов (карандашные рисунки, фотографии, произведения масляной и акварельной живописи и т.п.), а также для иллюстрирования изданий, выпускаемых небольшими тиражами, но требующих большой точности воспроизведения иллюстраций. |
Фирма названа в честь ее основателя Иосифа Фраже, создавшего первую в Варшаве гальваническую лабораторию: гальваническим методом наносился слой серебра или золота на посуду из неблагородных металлов. Наследники сохранили название фирмы, ее магазины и склады были открыты в крупных городах Российской империи. Название “фраже” получили предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабриках Норблина, Плевкевича, Вернера, братьев Хеннеберг, братьев Бач и других. Недорогая посуда “под серебро”, украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение на рубеже XIX-XX вв. |
Хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. |
Традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Но уже в XIX веке хохломская посуда широко распространилась по всей России, ее вывозили в Персию, Индию, Среднюю Азию, США и Австралию. Созданная в г. Семенов в 1931 году небольшая артель впоследствии превратилась в крупное производственное объединение “Хохломская Роспись”, которое является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Для “хохоломы” особенно важны золотистый, красный и черный цвета: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет. |
Полудрагоценный и поделочный камень, разновидность кварца и халцедона, содержащая небольшое количество никеля. Цвет камня обычно яблочно-зеленый, но может варьироваться до темно-зеленого и голубовато-зеленого. В отличии от многих других непрозрачных разновидностей кварца, хризопраз ценится не за рисунок или узор, а за цвет. |
Хромирование
Электролитическое нанесение тонкого слоя хрома на поверхность металлических изделий либо диффузное насыщение хромом поверхностного слоя стальных изделий для повышения твердости, предотвращения коррозии или в защитно-декоративных целях. |
Способ литографского воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски изготовляется вручную отдельная печатная форма на камне или цинковой пластине. |
Многокрасочная литография по жести, где число печатных форм соответствует числу красок. |
Акватинта, напечатанная цветными красками. |
Для изготовления цветного стекла применяются окиси цветных металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди придает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло и т.д. Первые сосуды из цветного стекла появились во второй половине XV века. |
Глазурь различных оттенков: коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета. |
Тончайшие трещины на эмали, покрывающей керамическое изделие. |
Гравировка по обожженной позолоте. |
Очень древний способ художественной обработки металлов, развивающийся на протяжении многих веков. Обработка металла производится специальным стержнем – чеканом и другими специальными приспособлениями. В результате удара молотком по чекану нижний, рабочий конец чекана (бой) оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму. |
Керамическая масса обожженного или необожженного изделия. В искусствоведческой литературе и в быту под словом “черепок” обычно подразумевают обожженную массу керамического изделия. |
Создание на поверхности металлических изделий тонкой оксидной (сталь, чугун) или сульфидной (серебро) пленки. При этой технике обработки металла особый сплав сернистого серебра, состоящий из серебра, меди (или олова), свинца и серы накладывается на вырезанный по металлу рисунок, который при обжиге расплавляется и прочно соединяется с поверхностью. Затем лишняя чернь осторожно спиливается, изделие шлифуется, проявляя рисунок. |
1) сумма (в денежном выражении) или процент, на которые происходит повышение цены лота в установленных пределах; 2) синоним термина «вилка цен». |
Грубая керамическая масса, состоящая главным образом из огнеупорной глины. Изделия из шамота грубозернисты, пористы, с шершавой поверхностью. В современной керамике из шамота часто изготавливают крупные декоративные произведения – садовые вазы, панели и т.п. |
Способ декоративной обработки посуды, основан на удалении части стекла с поверхности изделия. Бывает поверхностной (валовой) и глубокой (алмазное гранение). Используется для создания круглых и оливкообразных углублений в поверхности. |
Цинк и различные цинковые сплавы, применявшиеся в художественной промышленности XIX-первой трети XX века в качестве заменителей бронзы. Благородный медный сплав настолько хорошо имитировался, что даже знатоку трудно было отличить его от настоящей бронзы, что позволяло людям среднего достатка приобретать предметы изящного искусства. |
Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на предмет (обычно металлический) и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов и т.д. Различают эмали выемчатые и перегородчатые, эмаль по скани, прозрачную и расписную эмали. Знамениты византийские, русские, грузинские, китайские, французские эмали. |
Метод оценки наиболее редких и ценных предметов, который заключается в определении подлинности, культурно-исторической значимости и атрибуции, проводится высококвалифицированными специалистами; оформляется документально, с выдачей специального заключения. |